Аргументы к итоговому сочинению в 2019 году

Аргументы к итоговому сочинению 2018-2019

Данте, «Божественная комедия».

В «Божественной комедии» Данте представляет человечеству собственное видение загробной жизни, подробно описывая Ад, Чистилище и Рай. В самой страшной части произведения описаны грехи мучеников, страдания душ и наказания за проявление какой-либо жестокости в жизни.

Например, убийцы попадают в седьмой круг Ада. За такие беспощадные поступки грешники кипят в кровавом кипятке. Данте подробно расписывает свою «экскурсию» по Аду и вместе с Вергилием наблюдает над вечно повторяющимся хаосом на каждом кругу.

Седьмой круг так же ярок жестокими наказаниями в виде охотящихся гарпий и огненного дождя. Таким образом, автор доказывает, что жестокие люди, совершавшие, например, убийства, так же столкнутся только с жестокостью и беспощадностью, даже если это произойдет после смерти.

Шекспир, «Король Лир».

Порой некоторые проявляют жестокость даже к самым родным людям, не задумываясь о том, с чем они могут столкнуться в ответ.

Нужно ли ставить обиду выше милосердия или правильнее будет закрыть глаза на прошлое и проявить доброту? В своей трагедии «Король Лир» Шекспир пишет о том, как главный герой – король Лир – отрекается от собственной дочери Корделии, потому что та отказалась льстить отцу.

Две другие дочери не упустили такой шанс, ведь таким образом король решал вопрос о разделении королевства. Однако впоследствии король Лир осознает, насколько лицемерны были его дочери, твердившие ему о высокой любви. Лишь Корделия оказалась добра к отцу и приютила его, когда тот был выгнан ее сестрами из королевства.

Уильям Шекспир в своей пьесе показывает, что быть злопамятным и бессердечным в ответ на жестокость – не выход, напротив, нужно отпустить прошлые обиды и проявить доброту. Только так можно разорвать порочный круг взаимных обид.

Гете, «Страдания юного Вертера».

Можно ли назвать влюбленного человека добрым? Или напротив, повесить на него клеймо жестокой личности только потому, что чувства встают во главе всего? В эпоху сентиментализма считалось, что хороший человек был эмоционален, и если ты способен плакать, кричать, страдать, то у тебя доброе сердце.

Обратимся к одному из самых сентиментальных героев – персонажу из произведения Гете «Страдания юного Вертера». На протяжении всего романа Вертер мучается от несчастной любви к замужней женщине, и, в конце концов, не выдерживает накала страстей.

В финале произведения Вертер совершает жестокий поступок, но, прежде всего, по отношению к себе – герой совершает самоубийство, чтобы избавиться от страданий.

Однако, несмотря на это, персонажа трудно назвать жестоким и злобным, напротив, у него доброе сердце, наполненное только искренней любовью.

Лессинг, «Эмилия Галотти».

Жизнь, как и литература, иногда настолько запутана, что противоположные понятия, такие как «доброта» и «жестокость» могут смешаться и пересечься в одном поступке. Подобное можно наблюдать в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти». Принц Этторе Гонзага устраивает нападение на жениха Эмилии и похищает саму девушку.

Оказываясь со своим похитителем наедине, Эмилия понимает, что она испытывает к нему чувства. Несчастный отец добивается встречи с дочерью, и та сообщает ему, что думает о самоубийстве, лишь бы не поддаваться искушению. Но самоубийство – грех, за который попадаешь в Ад, поэтому отцу ничего не остается, как самому убить свою дочь.

Совершая такой, на первый взгляд, жестокий поступок, отец спасает Эмилию от бесчестия, понимая, что лучше – смерть, и девушка умирает невинной. Эмилии обеспечена жизнь в Раю, так как она не сдалась неуместным чувствам и не убила себя, а душа отца после убийства дочери направится исключительно в Ад.

Иногда люди совершают жестокие поступки, руководствуясь исключительно добрым намерением и желанием помочь и спасти других.

Гофман, «Крошка Цахес».

Одно из проявлений жестокости – это неблагодарность. Некоторые нагло пользуются тем, что добрые люди идут им навстречу, и иначе расценивают помощь.

В повести Гофмана «Крошка Цахес» добрая фея пожалела главного героя – уродца-карлика – и наградила его магическим свойством: окружающие были уверены, что Цахес обладает талантом того, кто находится в его поле зрения.

Таким образом, Крошка Цахес вводил всех в заблуждение, и люди оставались обманутыми. Фея – пример доброты в сказке Гофмана, ведь она сжалилась над Цахесом и помогла ему, так как он жил неполноценной жизнью.

Более того, она хотела, чтобы Цахес равнялся на тех, за счет которых поднимался, но он лишь жестоко пользовался этим. К сожалению, не каждый способен по достоинству оценить добрый поступок.

Бальзак, «Отец Горио».

К сожалению, многие люди, бесчеловечно пользуясь мягкостью добрых помощников, относятся к ним жестоко. Ту же ситуацию мы встретим в романе Бальзака «Отец Горио». Дочери главного героя Анастази и Дельфина бросили отца.

Отец Горио очень любил своих дочерей и прощал им их равнодушие и циничность, но девушки абсолютно не ценили доброе сердце своего старика. Как только они удачно выходят замуж, то словно забывают о своем отце, они даже стыдятся его: ведь они теперь стали крутиться в высших кругах, а Горио был макаронщиком.

Анастази и Дельфина не посетили Горио, даже когда он умирал, и на его похороны цинично прислали пустые кареты. Отец Горио – добрый и великодушный герой, прощающий своим дочерям любую жестокость, но так и не встретивший отзывчивость с их стороны.

К сожалению, доброта – вовсе не гарант личного счастья, а иногда даже и условие, при котором счастье недостижимо.

Уайльд, «Портрет Дориана Грея».

Часто случается, что люди с большим сердцем закрывают глаза на жестокость любимых и близких, мирясь с различными обстоятельствами. В романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» мы встречаем именно такого героя – художника Бэзила, нарисовавшего тот самый судьбоносный волшебный портрет.

Бэзил искренне любил Дориана Грея, а тот, осознав, что все его проступки будут спрятаны на портрете, превратился в развязного и порочного человека. О Дориане Грее ходили ужасные слухи, но Бэзил старался не верить им из-за любви к юноше. Художник по-доброму отнесся к герою, но Дориан совершенно не видел в Бэзиле того ангела, которого, возможно, разглядел читатель.

Доброта Бэзила столкнулась лишь с невозмутимой жестокостью Дориана, решившего, что именно художник виноват во всех его грехах. В итоге юноша, так и не оценив великодушия и чувств Бэзила, убил создателя картины, на которой отражается душа героя.

К сожалению, не все люди могут ответить добром на добро, поэтому даже добронравный человек не застрахован от жестокого и несправедливого обращения.

Ремарк, «На западном фронте без перемен».

Во время войны солдаты не могут обходиться без жестокости – это та обстановка, где доброе сердце может свести с ума. Если эмоционально реагировать на каждую смерть на фронте, не продержишься и дня, поэтому может создаваться впечатление, что все люди, побывавшие на войне, циничны.

Но на самом деле, они просто не позволяли себе чрезмерную чувствительность, а у многих еще остается чувство стыда. Например, у главного героя романа Ремарка «На западном фронте без перемен» Пауля.

Оставшись с мертвым врагом один на один, он осознает, что убил человека, такого же, как и он, и тогда-то читатель и понимает, какое на самом деле доброе сердце у мальчика, так рано оказавшегося на войне.

Но герой не может пойти против системы, военные будни захлестывают его кровью, и в финале он – уже не мальчик, а опустошенный и апатичный мужчина, который погибает также незаметно, как и его противник.

Оруэлл, «1984».

Можно ли человеку навязать какое-либо мнение, скажем, путем жестокости? В своей антиутопии «1984» Оруэлл рисует государство, в котором каждый должен придерживаться взглядов партии и превозносить господство Большого Брата. В Океании многое под запретом, в том числе и любовные отношения.

Поэтому у Уинстона Смита – главного героя – имеется множество причин всей душой ненавидеть власть. Однако когда героя все же «ловят», его постепенно пытаются переубедить и принуждают отречься от собственного мировоззрения. О’Брайен жестоко мучает героя, побуждая его отказаться даже от любви к Джулии.

В конце романа Уинстон приходит к осознанию того, что он предал все, во что верил, и теперь он придерживается идеологии партии.

О’Брайен и все государство – образ беспощадных персонажей, готовых на все ради собственной выгоды, а история, описанная в антиутопии Оруэлла – пример того, как жестокость способна сломать добро, живущее в людях.

Голдинг, «Повелитель мух».

С виду человек может быть добрым, прилежным и воспитанным, но нет никакой гарантии того, что в экстремальной ситуации он не превратится в жестокого дикаря. В романе Голдинга «Повелитель мух» дети оказываются на необитаемом острове. Все мальчишки из хороших семей, они – юные джентльмены, которые еще никак не могли узнать о жестокости.

Однако на острове некоторые ребята становятся настоящими монстрами, готовыми пойти на убийство одноклассников. В мире не так много людей, которые, оказавшись в чрезвычайном положении, смогут ставить нравственность превыше эгоизма и добро превыше жестокости. К сожалению, иногда порядочность и милосердие – это лишь маска, под которой спит темное нутро человека.

Сэлинджер «Над пропастью во ржи».

Некоторые люди кажутся циничными и жестокими, хотя на самом деле у них доброе сердце. В своем романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджер представляет шестнадцатилетнего Холдена, полного юношеского максимализма. Герой пытается понять, что такое взрослая жизнь, но в то же время он считает старших немного скучными и холодными.

Мир детства полон добра, а Холден ищет способ повзрослеть, не потеряв красочное восприятие. В финале произведения юный герой находит ответ, и читатель понимает, что в демонстрирующем себя взрослым и порой циничным герое скрывается добрая душа. Жестокость – это всего лишь маска подростка, который боится проявить истинные чувства.

Камю, «Посторонний».

Чем руководствуются люди, когда совершают жестокие поступки? Неужели их сердце молчит, сострадание выключается, и им просто-напросто все равно? В повести Камю «Посторонний» перед читателями встает равнодушный герой, у которого, на первый взгляд, ничто не вызывает эмоции.

Мерсо без особого мотива убивает незнакомого человека, а на суде его обвиняют в жестокости, аргументируя это еще и тем, что он не плакал на похоронах своей матери. Герой приговорен к казни, но и это не вызывает в нем эмоций. Он – не машина, просто понимает, что нужно принять то, чего изменить он уже не может.

Читайте также:  Полнолуние и новолуние в марте 2019 года

На самом деле он не равнодушный человек, как может показаться, и убийство совершает не из-за жестокости, но остальные люди именно так оценивают поступок «постороннего». А причина его поступка кроется в том, что он повинуется инстинктам, естественному ходу вещей. Звери же убивают друг друга не от жестокости, просто так они устроены, их мир зиждется на законах естественного отбора.

Значит, Мерсо уж точно нельзя назвать жестоким человеком, ведь жестокость – это сознательное решение, а наш герой действовал не осознанно, не подвергая свои действия анализу.

Источник: https://vopvet.ru/news/argumenty_k_itogovomu_sochineniju_2018_2019/2018-09-12-7487

Аргументы к итоговому сочинению в 2019 году

Итоговое сочинение – это письменное размышление на указанную тему, которое в обязательном порядке должен сдать каждый 11-классник для допуска к Единым государственным экзаменам (ЕГЭ). В декабре 2018-2019 года школьники будут писать данный вид работы вот уже в 5 раз, ведь он был утвержден в России с 2014 года.

Обязательным условием хорошо написанного итогового сочинения является наличие аргументов – обоснований выбранной позиции, которые приводятся с опорой на произведения русской или зарубежной классической литературы. Так какие же доводы помогут школьникам справиться с поставленной задачей в этом году?

Общие факты

Минимальный объем итогового сочинения равняется 250 словам, в то время как специалисты рекомендует писать больше – в среднем около 300-350 слов, чтобы раскрыть тему полно и всесторонне.

Структура работы не регламентирована, однако практика показывает, что самое большое количество баллов получают такие письменные размышления, которые содержат 3 ключевых блока: вступление, основную часть и заключение с выводами. На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут.

Ребята имеют возможность обращаться к орфографическим словарям, которые должны наличествовать в кабинете в достаточном количестве.

Высшая оценка за итоговое сочинение – 10 баллов. Даже если школьник допустит 1 негрубую орфографическую ошибку, экспертная комиссия поставит ему максимально возможное количество баллов. Окончательная оценка зависит от того, насколько подросток учтет основополагающие критерии. К ним относятся:

  1. Соответствие теме. Важно писать итоговое сочинение только в контексте заданной темы/вопроса, не растекаться мыслью по древу и не переходить к рассмотрению сторонних проблем.
  2. Аргументация и привлечение литературного материала. Мало просто высказать определенную позицию – в своих доводах нужно также опереться как минимум на одно произведение русского или зарубежного классика. Важно продемонстрировать не только знание материала, но и умение его анализировать. При написании итогового сочинения 2018-2019 года простого пересказа или поверхностного упоминания произведений окажется недостаточно.
  3. Композиция и логика рассуждения. Здесь оценивается структурность работы и последовательность изложения. Рекомендуется, чтобы каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. При этом основная часть должна быть больше по объему, чем вступление и заключение (в сумме последние блоки должны составлять около 1/3 всего текста).
  4. Качество письменной речи. В своем рассуждении ученику старшей школы понадобится использовать синонимы и различные речевые обороты, и, наоборот, избегать штампов и лексических повторов.
  5. Грамотность. Здесь проверяется наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Направления и темы

Каждое итоговое сочинение должно быть написано в соответствии с определенной темой. Однако они раскрываются лишь за 15 минут до начала проведения испытания.

Несмотря на это, возможность заранее подготовиться к написанию итогового сочинения в 2018-2019 году есть, ведь и педагогам, и их подопечным известны т.н. «глобальные направления».

Окончательные темы, которые получат ученики, будут обязательно укладываться в рамки именно этих направлений.

Другими словами, темы просто окажутся более детальными, дробными, конкретизированными. Зато знание направлений позволяет сориентироваться и даже подобрать подходящие аргументы из литературных произведений отечественной школьной программы уже в настоящий момент. Всего направлений будет 5.

Отцы и дети

Аргументы для итогового сочинения 2018-2019 года по глобальному направлению «Отцы и дети» можно обнаружить в одноименном произведении И.С. Тургенева.

Роман «Отцы и дети» является одним из самых подходящих для обоснования тезисов, связанных с проблемой «конфликта поколений».

Представителями «поколения детей» выступают Евгений Базаров (главный герой) и Аркадий Кирсанов, а представителями «поколения отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы.

В книге показано, как молодые люди, позиционирующие себя нигилистами (отрицателями общепринятых норм), обесценивают опыт взрослых людей, которых считают непрогрессивными традиционалистами.

В свою очередь, старшее поколение также не стремится понять молодежь.

В заключении автор развенчивает учение нигилизма и провозглашает единственный путь, благодаря которому возможно прекращение извечного конфликта, – это воссоединение родственников, научившихся любить друг друга после познания страданий.

Другие произведения для приведения аргументов к темам по направлению «Отцы и дети» в декабрьском сочинении 2018-2019 года:

  • Д.И. Фонвизин, пьеса «Недоросль»;
  • М.Ю. Лермонтов, поэма «Мцыри»;
  • Н.В. Гоголь, повесть «Тарас Бульба»;
  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка».

Мечта или реальность

Направление «Мечта или реальность» является глубоко философским, т.к. заставляет задуматься о переплетении самых заветных человеческих желаний и реальной действительности. Пример положительной героини, которая остается верна своей мечте и делает все возможное для ее осуществления, – это Марья Миронова из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Все, чего желает Маша, дочка коменданта Белогорской крепости, – жить спокойно и счастливо вместе с любимым человеком, которым становится офицер Петр Гринев.

Однако девушке приходится преодолеть немало испытаний на своем пути, прежде чем она окончательно воссоединяется со своей любовью, ведь и Петр, и Маша попадают в самую гущу Пугачевского восстания. Несмотря на это, девушка не отрешается от мечты и не теряет силу духа.

Даже тогда, когда надежда почти утрачивается, она берет судьбу в свои руки и отправляется к императрице Екатерине II с просьбой поспособствовать освобождению Петра. Благодаря бесстрашию Маша добивается осуществления мечты, а именно – становится супругой любимого мужчины.

Также аргументы к декабрьскому сочинению 2018-2019 года по направлению «Мечта и реальность» можно найти в следующих произведениях:

  • Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание» (Родион Раскольников как пример опасного мечтателя, которому следовало бы побояться своих желаний);
  • А.Н. Островский, пьеса «Гроза».

Месть и великодушие

Здесь ученик получит возможность сравнить самые разные стороны и качества человеческой натуры: доброту и злобу, милосердие и жестокость, миролюбивость и агрессивность…

Несостоятельность, негативность, мелочность, глупость и всеразрушающее начало мести было ярко показано А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин». Деструктивное чувство, которым загорается главный герой, приводит к тому, что он убивает на дуэли своего некогда хорошего друга – доброго малого Владимира Ленского.

Одновременно с этим в произведении обнаруживается образец глубоко великодушного человека – речь идет про Татьяну Ларину, которая на протяжении всего романа ставит чувства окружающих ее людей выше своих собственных (например, в конце книги она отвергает влюбившегося в нее Онегина потому, что не может предать супруга).

Дополнительно аргументы по направлению «Месть и великодушие» для итогового сочинения 2018-2019 года можно найти в следующих книгах:

  • А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка» (Емельян Пугачев как человек, умеющий быть великодушным и благородным по отношению к тем, кто этого заслуживает);
  • М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени» (часть «Княжна Мери» и, в частности, мстительность натуры Грушницкого).

Искусство и ремесло

Тема о предназначении творческого человека (писателя, художника, музыканта и пр.) является одной из основополагающих в литературе. Проанализировать феномен творчества и отразить важность созидательного труда можно благодаря произведению А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

В поэме показывается, как музыка поднимает дух и согревает душу тем, кто ее слышит, даже когда вокруг бушуют тяжелейшие военные времена.

Однако музыка, позволяющая людям забывать о печалях, не существует сама по себе – ее несет в этот мир музыкант, которым здесь выступает гармонист Василий Теркин.

Также аргументы для тем по направлению «Искусство и ремесло» обнаруживаются у следующих авторов:

  • В. Короленко, повесть «Слепой музыкант»;
  • А.П. Чехов, рассказ «Скрипка Ротшильда»;
  • К.Г. Паустовский, рассказ «Корзина с еловыми шишками».

Доброта и жестокость

Данное направление частично перекликается с направлением «Месть и великодушие». Здесь акцент делается на важности гуманистического отношения к жизни вообще, к любой жизни, вне зависимости от того, кому она принадлежит.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, решает пойти на убийство старухи-процентщицы. Родион думает, что он лучше никчемной старухи, а, следовательно, имеет право избавить мир от ее существования.

Однако когда герой совершает убийство, то осознает, что в действительности он хуже, во много раз хуже самой бесполезной и злобной из старух. Окончательно понять это ему помогает повстречавшаяся на жизненном пути Соня Мармеладова – образец доброты, добродетели и всепрощения.

Благодаря ей Раскольников отказывается от бесчеловечных идей и меняет свое мировоззрение.

Другие примеры по направлению «Доброта и жестокость»:

  • Н.В. Гоголь, повесть «Шинель» (жестокости лицемерного и злого общества противостоит доброта, простота и безобидность Акакия Акакиевича);
  • М.А. Шолохов, роман «Тихий Дон» (черствость и жестокость могут возникнуть в душе человека под влиянием внешних обстоятельств, как и произошло с крестьянином-казаком Григорием, вынужденным отправиться на войну и начать убивать, чтобы не умереть самому).

Источник: https://2019-god.com/argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-v-2019-godu/

Итоговое сочинение 2019: 35 книг для аргументов

Всего 2,5 месяца осталось до итогового сочинения: в этом году оно состоится 5 декабря. Выпускникам предложат порассуждать в рамках нескольких тематических направлений: «Отцы и дети», «Мечты и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».

Темы, которые ученики увидят на экзамене, гораздо уже самого направления. Это значит, что писать придётся не об искусстве в целом, а о конкретном аспекте этого понятия и противопоставленного ему понятия ремесла.

Узнать темы заранее не получится — их объявят за 15 минут до начала сочинения. Именно поэтому нужно быть готовым ко всему. Уже сейчас ученики должны подобрать как можно больше аргументов из художественной литературы по одному или нескольким направлениям, ведь без этого не получить зачёт и допуск к экзаменам.

Раскрываем содержание тематических направлений и предлагаем 35 произведений с перечнем возможных вариантов тем.

Отцы и дети

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

Читайте также:  День бабушек и дедушек в 2019 году

«Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения».

Какие художественные произведения читать:

1. Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

Базаров стремится к кардинальному переделу жизни, отрицает ценности старшего поколения и проповедует нигилизм. Аркадий находится под обаянием личности Базарова и потому разделяет его взгляды. Их линии позволяют проследить, почему происходит конфликт поколений, почему «дети» борются за переустройство жизни, каковы возможные итоги оспаривания традиционного уклада.

Различное отношение к проблеме выражается и позициями «отцов»: на одной стороне мягкие и примиряющие родители, способные принять взросление и новые взгляды детей, на другой — представитель старшего поколения, резко противящийся пересмотру уклада жизни.

Возможные формулировки темы:

  • Почему возникает конфликт поколений?
  • Что позволяет преодолеть разницу мировоззрений?
  • Какие непреходящие ценности связывают «отцов» и «детей»?

Еще по этой теме:

  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».

2. Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

В этом произведении конфликт поколений рассматривается через призму личных и общественных отношений. Собственным примером Фамусов научил Софью скрывать то, что осуждается обществом, и соблюдать приличия лишь внешне. Он страдает от такого поведения дочери, но не понимает собственной ошибки воспитания.

Образ Чацкого же задает общественное звучание конфликта: он «один в поле воин» против поколения отцов. Чацкий не принимает ценности и традиции фамусовского общества, но даже руководствуясь лучшими стремлениями, ничего не может предложить взамен, кроме обвинительных речей.

Возможные формулировки темы:

  • Как старшее поколение формирует мировоззрение детей?
  • Что может предложить младшее поколение для коренного и благотворного переустройства жизни?

Еще по этой теме:

  • Александр Николаевич Островский «Гроза».
  • Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание».

3. Николай Гаврилович Чернышевский «Что делать?»

Заплесневевший и загнивающий жизненный уклад старшего поколения здесь во всей красе представлен историей семьи Розальских. «Новые» люди Чернышевского обличают существующие проблемы и предлагают способ их решения.

Слепому и жадному эгоизму прошлого новое поколение предлагает замену — усовершенствованный рациональный эгоизм.

Именно благодаря ему герои романа не только счастливо устраивают собственные жизни, но и помогают другим жертвам прежнего уклада.

Возможные формулировки темы:

  • Почему жизненному укладу требуется периодическое обновление?
  • Какие благотворные силы скрыты в конфликте поколений?

Еще по этой теме:

  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир».
  • Денис Иванович Фонвизин «Недоросль».

Мечта и реальность

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

«Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям».

Какие художественные произведения читать:

1. Иван Александрович Гончаров «Обломов»

Обломов считает, что мир поглотила квазидеятельность — пустая и ненужная суета. Из его сна мы узнаем, что он мечтает об идиллическом уголке, где течет неспешная, но полная искренности и теплоты жизнь. Однако мечтам не суждено стать реальностью: ненадолго очнувшись к жизни под влиянием Штольца и Ольги Ильинской, Обломов все же не преодолевает инерцию лишенной смысла жизни.

Возможные формулировки темы:

  • В чем разница между мечтами и мечтаниями?
  • Что происходит с человеком и его идеалами, когда мечта не подкреплена действием?

Еще по этой теме:

  • Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи».
  • Антон Павлович Чехов «Ионыч».

2. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников остро не принимает окружающую действительность и убежден, что среди обычных людей — «тварей дрожащих» — есть немногочисленные люди, которые «право имеют» на преступление ради великих целей, общечеловеческого совершенствования. Чтобы проверить, относится ли он к последним, Родион совершает убийство.

Мечты о самоутверждении отрывают его от голоса собственного сердца, которое наполнено добротой и состраданием, способно глубоко переживать всякую несправедливость и неправедность, в том числе совершенную собственными руками.

Возможные формулировки темы:

  • Всякая ли мечта достойна воплощения?
  • Каковы последствия реализации недостойных, порочных или античеловечных мечтаний?

Еще по этой теме:

  • Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце».
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

3. Александр Степанович Грин «Алые паруса»

Ассоль искренне и глубоко верит в свою мечту. Разубедить ее не могут ни мещанство окружающих людей, ни их злые насмешки, ни бедность, ни вынужденное одиночество.

Эта мечта становится ее кредо и отражает благородство и тонкость ее натуры.

Только человек, способный увидеть в этой мечте не шутовство, не юродивость, а настоящую веру в чудо и тягу к прекрасному, может быть спутником удивительной девушки.

Возможные формулировки темы:

  • Чем можно пожертвовать ради мечты?
  • Как мечты человека его характеризуют?

Еще по этой теме:

  • Антон Павлович Чехов «Чайка».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри».

Месть и великодушие

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

«В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане».

Какие художественные произведения читать:

1. Александр Сергеевич Пушкин «Выстрел»

Сильвио вызывает на дуэль противника (графа Б.) за незначительное оскорбление, но не стреляет, а оставляет выстрел за собой, чтобы изощренно наказать обидчика позже. К дуэли он возвращается через несколько лет, когда тому есть что терять: на глазах молодой жены графа он стреляет… в картину — это жест, которым он хочет показать свое нравственное превосходство.

Возможные формулировки темы:

  • Что говорит о человеке способность на месть?
  • Всегда ли прощение и отказ от мести — признак истинного благородства и великодушия?

Еще по этой теме:

  • Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».

2. Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

Андрей Болконский после измены Наташи одержим местью. Он ищет встречи с Курагиным, чтобы сразиться с ним в честной дуэли или поразить его на поле боя. Однако судьба распоряжается иначе, и они оказываются на соседних койках в полевом госпитале. Перед лицом смерти и страданий соперника князь Андрей ощущает в себе способность к прощению и любовь к прежде ненавистному человеку.

Возможные формулировки темы:

  • Что может заставить решиться на месть благородного человека?
  • Какие условия могут сделать месть ненужной?
  • Каковы нравственные истоки прощения и великодушия?

Еще по этой теме:

  • Александр Сергеевич Пушкин «Дубровский».
  • Андрей Платонович Платонов «Юшка».

3. Александр Дюма «Граф Монте-Кристо»

Иногда стремление к мести возникает даже у добрых и открытых жизни людей. Эдмона Дантеса обрекли на пожизненное заточение в замке Иф люди, казавшиеся ему друзьями. Вынужденный провести в тюрьме 14 лет, он вынашивает планы мести и после освобождения одну за другой разрушает жизни клеветников.

Возможные формулировки темы:

  • Когда месть может быть оправдана как справедливая расплата за подлость?
  • Что происходит с человеком, пока он решается на месть?

Еще по этой теме:

  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
  • Уильям Шекспир «Гамлет».

Искусство и ремесло

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

«Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу».

Какие художественные произведения читать:

1. Александр Сергеевич Пушкин «Моцарт и Сальери»

Сальери безмерно восхищается гением Моцарта и в то же время невыносимо завидует легкости, с которой тот сочиняет величайшую музыку. Сальери же развил свой талант титаническим трудом и стремится к познанию формулы идеального произведения искусства. Сальери — не пустой и ограниченный ремесленник, но при всех его высоких стремлениях ему никогда не сравниться в искусстве с Моцартом.

Возможные формулировки темы:

  • Что отличает талант от гения?
  • Каковы жертвы, которых требует искусство?

Еще по этой теме:

  • Антон Павлович Чехов «Чайка».
  • Владимир Галактеонович Короленко «Слепой музыкант».

2. Евгений Иванович Замятин «Мы»

Антиутопический мир будущего подчинен прагматичности и рациональности. Здесь даже произведения искусства создаются программно, а люди, обладающие талантами, служат на благо Единого государства: сочиняют гимны арифметическим действиям, например.

Но и в них нет-нет да проскачет метафора любви. Ведь пока окончательно не уничтожена человечность, то один, то другой гражданин вдруг оказывается подвержен опасной болезни, симптомы которой — чувства, личные желания и способность замечать прекрасное.

Возможные формулировки темы:

  • Способность наслаждаться искусством — признак человечности;
  • Какова исцеляющая сила искусства?

Еще по этой теме:

  • Антон Павлович Чехов «Скрипка Ротшильда».
  • Константин Георгиевич Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

3. Владимир Владимирович Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»

Почти у каждого великого поэта есть программное стихотворение о роли поэта и процессе творчества — создании стихов. Маяковский заявляет о равенстве духовного поэтического труда с самым тяжелым физическим трудом: «Поэзия — та же добыча радия. / В грамм добыча, в годы труды. / Изводишь единого слова ради / Тысячи тонн словесной руды».

Возможные формулировки темы:

  • Каковы трудности творческого труда?
  • Как создается произведение искусства?

Еще по этой теме:

  • Анна Андреевна Ахматова «Тайны ремесла».
  • Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг».

Доброта и жестокость

Комментарий специалистов ФГБНУ «ФИПИ»:

«Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой — об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения».

Какие художественные произведения читать:

1. Федор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»

По мысли Достоевского, убийство противно человеческой натуре, однако Раскольников слушает голос разума и убивает старуху-процентщицу, чтобы проверить свою теорию. Это приводит его к душевному опустошению.

Возможные формулировки темы:

  • К чему приводит жестокость?
  • Как равнодушие превращается в жестокость?

Еще по этой теме:

  • Леонид Николаевич Андреев «Кусака».
  • Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени».

2. Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка»

Как предводитель восстания Пугачев жесток и непримирим: он безжалостно расправляется с каждым, кто становится на его пути. Но из истории его взаимоотношений с Гриневым мы узнаем, что Пугачев бывает и великодушен, и добр, и щедр, и весел. Очевидно, жестокого образа действий требуют от него обстоятельства. Но можно ли ими оправдаться?

Возможные формулировки темы:

  • Может ли нежестокий человек жестоко поступать?
  • Чем можно оправдать жестокость?
  • Чем можно искупить жестокость?

Еще по этой теме:

  • Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба».
  • Уильям Голдинг «Повелитель мух».

3. Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Матрена из рассказа Солженицына — один из хрестоматийных примеров христианского смирения и доброты. Доброты, граничащей в глазах людей с юродивостью, чудаковатой непрагматичностью и даже ненормальностью.

Но по законам высшей нравственности она — праведница, обладательница истинной человечности, и на ее фоне рациональность и «житейская мудрость» ее родственников превращаются в проявления губительной нечуткости и жестокости по отношению к человеку.

Возможные формулировки темы:

  • Каковы признаки настоящей доброты?
  • Как отличить внешнее благонравие от истинной доброты и человечности?

Еще по этой теме:

  • Андрей Платонович Платонов «Юшка».
  • Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Существует две стратегии поиска аргументов к итоговому: читать более короткие произведения, подходящие только одному направлению, или же выбирать объемные тексты, в которых хватит примеров для каждого направления. Если вам ближе второй вариант, просто найдите повторяющиеся произведения в этой статье и приступайте к чтению.

Читайте также:  Чемпионат мира по регби 2019 года

Главное — не откладывать, ведь литературные аргументы — не единственная проблема в подготовке к итоговому. О них — в других статьях нашего блога:

Источник: https://mel.fm/blog/ilya-sozontov/68907-itogovoye-sochineniye-2019-35-knig-dlya-argumentov

План (структура) итогового сочинения 2018-2019

  • Блог
  • План (структура) итогового сочинения 2018-2019

Любое сочинение состоит из трех частей:

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов. 

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 3

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд

III. Заключение (60-70 слов)

Но сами слова «вступление», «основная часть», «заключение» не должны быть прописаны в плане.

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли… » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + 1 Аргумент

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от  темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

3 способа закончить сочинение: ·

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. 
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения. Помни:смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.Не используйте цитату если в ней встречается ключевое слово.

Материалы для подготовки к итоговому сочинению:

Источник: https://bingoschool.ru/news/plan-struktura-itogovogo-sochineniya/

Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ»

На сайте ФИПИ в разделе Итоговое сочинение опубликованы открытые направления тем итогового сочинения 2018/19 учебного года, а также комментарий к ним, подготовленный специалистами ФИПИ.

Итоговое сочинение (изложение), 2018-2019 учебный год

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год

Направления итогового сочинения 2018-2019 учебный год

  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно.

Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».

Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

2. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

3. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

4. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

5. Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Официальный сайт ФИПИ

Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания итогового сочинения – 3 часа 55 минут

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.

Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность. 

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

 

Темы итогового сочинения 2018-2019 ФИПИ

Напомним 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:

«Верность и измена»,

«Равнодушие и отзывчивость»,

«Цели и средства»,

«Смелость и трусость»,

«Человек и общество».

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.

При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет».

Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Источник

Источник: https://teneta.ru/amp/16158temy-itogovogo-sochinenija-2018-2019-fipi-5/

Ссылка на основную публикацию